ГлавнаяФотогалереяРассказыКартыФорум

От Казани до Конаково

27.07.04

Как и всегда выйти пораньше не получилось, уж и не помню почему. Нам сказали что где-то есть понтон на котором заправляют хорошим 95-м бензином, но бензина у нас еще 60л, это дня на 2-3 точно, поэтому решили здесь не заправляться. До 11 часов утрясали какие-то мелкие проблемы.

Как зашли в Волгу сразу почувствовали течение. При оборотах 2200 скорость по GPS чуть больше 4-х узлов. Лаг не показывает, наверное опять что-то попало под вертушку, а останавливаться из-за этой мелочи не хочется. Но и без лага я знаю, что при этих оборотах ход без течения должен быть узлов 5.5. Течение в полтора узла не радует, и это мы еще не зашли в узкое русло... Такое развитие событий я и предвидел, не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы предугадать сильное течение в узком русле. Поэтому мы решили вплотную заняться поиском для себя буксира. И скорость я специально не увеличивал, чтобы попутные суда могли нас догонять. Можно было бы конечно вообще стать и ждать, но это как то несолидно. Лучше все таки двигаться вперед.

В 22-30 стали на ночевку у небольшого города Звенигово. Там такой узкий проход за остров в стороне от фарватера. Течения и волн нет, место для стоянки хорошее. Уже перед самой остановкой нас догнал буксир с баржей, мы по радио попросились к ним, но они отказали. У капитана были какие то проблемы с яхтсменами и он не захотел с нами связываться.

28.07.04

Встали с утра пораньше и вовремя, мимо проходил теплоход с баржей серии "Окский" груженый технической солью. Его ход около 7-ми узлов нас как раз устраивал. Мы отшвартовались к его правому борту и началась наша первая, за этот поход, буксировка. Теплоход мерно пыхтел машиной, а мы впервые за этот поход превратились в сторонних наблюдателей.

Ближе к вечеру прошли шлюзы Чебоксарского водохранилища. Шлюзовались отдельно, но после шлюза опять стали к борту. В водохранилище была волна и яхту иногда било о борт, даже кранцы не всегда спасали. Света с Викой перешли на теплоход, ему эти волны совершенно нипочем.

Начало темнеть, видя что спать в нашей яхте трудновато, ребята с теплохода, как гостеприимные хозяева дали нам каюту. Света с Викуськой пошли туда, а я остался в болтающейся яхте на вахте. Каждый час с фонариком бегал проверять швартовы, не потерлись ли. Ближе к утру, часа в 4-е, мы покинули широкую часть водохранилища. Рывки прекратились и я наконец то смог спокойно уснуть.

29.07.04

Можно сказать это был день отдыха, я хорошенько отоспался после беспокойной ночи. В остальное время занимались мелкими хозяйственными делами или просто глазели по сторонам. Ночью должны были придти в Нижний Новгород, там наши пути расходились, "Окскому" надо было в Оку, а нам дальше вверх по Волге. Сказали, что в Нижнем, немного вверх по Оке, есть яхтклуб. Мы решили дойти туда и там остановиться на денек для заправки и закупки подуктов. Да и "Господин Великий Новгород" посмотреть хотелось.

30.07.04

Проснулся я часа в 4-е ночи, сходил на теплоход узнать новости. Сказали что будем в Нижнем через час. Я приготовил все к самостоятельному плаванию и поднялся в рубку теплохода поболтать с капитаном, он как раз был на вахте.

Вскоре и Ока показалась, за вторым мостом справа и слева по яхтклубу. Мы отшвартовываемся и подходим к тому, что на правом берегу, почему то он нам больше понравился. 5-ть утра, время раннее, но вахта не спит. К нам подходит охранник и с типично волжским, окающим говорком, расспрашивает кто и откуда. Начальства, понятное дело, никакого еще нет и мы остаемся ждать. Время еще есть и мы позавтракав пытаемся заснуть.

Поспать толком не удалось, пришла директор яхтклуба. С чисто женской основательностью расспросила нас и даже сделала ксерокопии наших паспортов и судовых документов. Стоянку разрешила, бесплатно.

Место для стоянки было не очень удачным, вода в реке поднялась и чтобы попасть на понтон, к которому нам разрешили пришвартоваться, пришлось заходить в воду по пояс. Чтобы попасть в город надо было почти километр подниматься в гору по довольно заброшенному парку. Правда попадаешь сразу на рынок и в принципе никуда ехать не надо. Мы здесь и затарились продуктами. Бензин пока решили не брать, благодаря буксировке те 60 литров, что оставались в Казани, мы практически и не тронули. Тем более что грузить его на яхту было бы очень неудобно.

Спать легли в 10-30, будильник я поставил на 5-00, т.к. капитан Окского был настолько любезен, что дал ценный совет. Сзади них идет еще один Окский, с грузом угля и как раз нужным нам маршрутом, через Дубну в Москву. Он то и должен был проходить Нижний где-то утром. Если мы его не прозеваем, то будет хороший шанс без "пересадки" дойти почти до конечного пункта.

31.07.04

Вышли мы как и планировали, в 5 утра. Дошли своим ходом до Балахны. Вдоль всего города идет причальная стенка, возле нее мы и стали ожидая попутное судно. Течение стало вовсе несносным, более 2-х узлов, местами даже до 3-х. Воды в Волге было много и течение было сильнее обычного. Идти дальше было пустой тратой бензина и мы решили просто подождать.

Долго ждать не пришлось, первое же попутное судно нас взяло. Правда спросили чтото типа "а что у Вас какие то проблемы?". Я ответил что в принципе проблем нет, если не считать течение... Очевидно эту проблему сочли достаточно серьезной и взяли нас. Стали мы на швартовы у их правого борта. Это был небольшой танкер серии "Окский". Он был без баржи и шел довольно шустро, сколько точно не помню, но мы бы его своим ходом ни за что бы не догнали.

Дошли мы с ними до шлюзов Горьковского водохранилища. Это 2-а шлюза с небольшим озерцом между ними. Этот "Окский" шел по моему до Ярославля, хороший кусок пути, особенно учитывая скорость с которой он шел. Я поговорил с капитаном на предмет движения с ними дальше. Он немного помялся, но согласился, с условием что мы не задержим его при шлюзовании. У них стоит система диспетчеризации и "наверху" видят все остановки и задержки.

Первый шлюз мы прошли совместно с танкером без проблем, а на втором диспетчер заупрямился. Сказал что нельзя шлюзоваться вместе с танкером и поставил нас на якорь около шлюза ждать попутное судно. Но судя по всему попутного судна не намечалось, а воды в водохранилище много, и нас, мелочь пузатую, отшлюзовали самих. Даже было как то неуютно самим в громадном шлюзе. Почему то нас в шлюзе подняли, а ворота не открыли. Так мы и стояли, в наполненном шлюзе, всеми забытые минут 20-ть. Понятное дело что танкер нас ждать не стал...

Как вышли из шлюза стали решать что делать. Времени было уже около 8-ми вечера, бензина оставалось всего литров 40, а впереди водохранилище и весьма туманные перспективы по дальнейшей буксировке. Поскольку времени було уже более 7-ми вечера, то было 2-а варианта. Первый - ждать попутное судно, второй найти место стоянки, заночевать и поискать бензин. Судя по молчанию в эфире, снизу никого не было. Решили пока поискать стоянку продолжая слушать переговоры по радио. Недалеко, возле берега, было несколько яхт и мы решили подойти к ним, расспросить. Пока мы шли к ним, увидели как одна яхта, идущая возле самого берега, завернула за какой то мысок и исчезла из виду. Мы пошли за ней и действительно, в небольшом заливчике, расположенном в устье небольшой речушки, у понтонов стояло десятка полтора яхт. Это явно был яхтклуб. Как я потом понял, здесь в основном стоят яхты из Нижнего, там ходить особо негде, вот они и идут сюда.

Пришвартовавшись на свободном месте пошли поговорить с охранником. До утра нам стоянку разрешили без проблем, только попросили перейти на другое место. Мы перешвартовались и я поехал с охранником за бензином, тот без лишних сомнений согласился побыть полчаса таксистом. Света осталась на яхте слушать переговоры по радио и готовить ужин.

Пока я таскал канистры и ездил за бензином прошло уже около часа, купил 50л. Как только появился на яхте, Света тут же сходу сообщила новость. Судя по переговорам, минут 20-ть назад отшлюзовался тот самый "Окский" на который мы расчитывали, как на следующий буксир. Света пытылась позвонить мне на мобилку, но я в суете забыл ее в яхте.

Сели растроенные, настроение немного подпорчено, решили все же выйти к шлюзу и караулить там до темноты, если никто нас не возьмет - тогда вернемся и заночуем.

Только вышли - видим от шлюза отходит судно типа "Окского" с баржей. Мелькнула мысль, может это тот самый, с углем. Я добавил газу и вызвал по радио - в ответ тишина. По мере приближения поняли - это не "Окский", но все равно решили догнать, может возьмет. Т.к. вызывать судно не зная его названия, тем более возле шлюза, было как то неудобно, решил приблизиться к нему на расстояние достаточное для того чтобы прочитать название.

Эта гонка длилась более часа. Как только вышли из-за мыса в широкую часть Горьковского водохранилища появилась довольно сильная волна которую разводил северный ветер силой около 5-ти баллов. Волна была в нос и мы на полном ходу бодро подпрыгивали на волнах идя 7.2-7.3 узла. Судя по всему это судно шло около 7-ми узлов, так что приближались мы к нему очень медленно. Название, написанное на корме, никак не удавалось прочитать. Те буквы, которые удалось разобрать, никак не складывались в какое то осмысленное слово. Эти попытки разгадать продолжались около получаса, расстояние медленно сокращалось И вот наконец! Я понял в чем была проблема! Название было СЛАВГОРОД, но буква В частично была закрыта тряпкой, повешенной на корме, в этом и была наша проблема.

Я наконец вызвал теплоход по радио, вахтенный спросил разрешения у капитана. Тот, судя по всему, был не против. Славгород снизил ход узлов до 6-ти и мы быстро преодолев оставшееся расстояние стали готовится к буксировке. Т.к. сильная волна не позволяла нам стать к борту, Света пошла на нос бросать конец. Пошла - это громко сказано. Нос на каждой волне сильно подбрасывало и она скорее ползла вдоль борта держась за леера. Добравшись до носовой утки она приготовила конец для броска, чего ей это стоило говорить не будем, даже в кильватерной струе, из-за короткой и крутой волны, амплитуда качания носа была более полуметра. Дело усложнялось тем, что, несмотря на качку, конец надо было бросить с первой попытки, т.к. в случае попадания его в воду была большая вероятность намотать на винт. Но все закончилось хорошо, конец был правильно брошен и правильно пойман. Конечно для такой буксировки он был немного коротковат, но лучшего все равно не было.

Когда прошла первая радость от удачного завершения нашей "погони", выяснилось что яхта сама на буксире не "стоит". От ветра и волн она сильно зарыскивает дергая буксирный конец. Помимо дискомфорта такая ситуация грозит перетиранием конца, поэтому я остался на руле держа яхту чуть в стороне от струи воды отбрасываемой винтом. Эта струя сбивала волны и яхту качало мало. Света с Викой пошли спать, а меня ждала тяжелая ночная вахта.

Вскоре стемнело, спать хотелось очень сильно. Встали сегодня в 5-ть утра, ход, буксировка, шлюзы... В общем отдохнуть некогда было, а впереди еще 80 км по водохранилищу за рулем. Вот так борясь со сном, волнами и кильватерной струей я и просидел всю ночь.

Ближе к 5-ти утра мы наконец приблизились в верхней части водохранилища и волны стали поменьше. Затем судовой ход повернул на запад и вскоре мы наконец оказались под прикрытием островков. Волна стихла почти совсем и я попросил Свету посидеть на руле, спать хотелось просто невыносимо. Часа через полтора я проснулся и выглянул из яхты, мы шли уже по реке и волн небыло совсем. Вызвал по радио "Славгород" чтобы перейти к ним под борт, наверное вахтенный подумал что мы оторвались, т.к. вместо того чтобы ответить он сначала выбежал из рубки, убедился что с нами все в порядке и только потом ответил на вызов. Мы пришвартовались к борту и наконец то могли спокойно отдохнуть.

1.08.04

Проспали мы почти до обеда. Да и после обеда тоже ничем не занимались. Пару раз нас сильно било о борт Славгорода, это было "дело рук" обгоняющих нас пассажирских судов, они разводили сильную волну. Один удар был такой силы, что с камбуза на пол полетела посуда, слава богу ничего не разбилось. Мы на всякий случай закрепили все "по штормовому", но больше ударов такой силы не было.

Вечером, немного не доходя Костромы наш буксировщик стал на якорь, у него с прошлого рейса осталось здесь незавершенное дело. Их вахтенный немного приснул и они уткнулись носом в берег, причем неудачно, растерли насосную станцию стоящую на берегу. Сразу они этот конфликт не урегулировали, надо было разбираться теперь.

Капитан с несколькими людьми сплавал "на место проишествия", приехал растроенный, со станции успели уже кое что скрутить. Но на ситуацию он смотрел философски - "сопливых вовремя целуют", надо было сразу разбираться. Нам сказали, что простоят где то до обеда, если мы торопимся, то можем поискать другой буксир. Мы решили что невелика задержка и решили остаться с ними. Даже предложили свою помощь, т.к. помочь мы могли только в доставке на берег, то это и предложили. Немного подумав, капитан принял наше предложение, выходить решили часов в 7-мь, чтобы они успели на завод, которому принадлежала эта несчастная насосная станция. А мы решили сходить в город, посмотреть Кострому да прикупить продуктов. Т.к. судно стало на якорь оставив судовой ход по правому борту пришлось перешвартоваться к левому.

2.08.04

В семь утра мы с капитаном, помощником и одним из матросов отправились в Кострому, до которой было с полчаса хода. Стали мы у дебаркадера Клуба Юных Моряков, он стоит у самого автомобильного моста, удобно добираться в город. Мы сказали, что это на несколько часов, охранник был не против. Капитан с помощником отправились на завод, а мы со Светой в город, договорились встретится часа через 2-а. Вика с матросом остались присматривать за яхтой, точнее Вика за яхтой, а матрос за Викой :-).

Мы побродили немного по Костроме, время раннее, почти ничего не работает, все дела свои поделали и были на яхте даже раньше остальных. Они тоже подошли буквально в течении 10-15 минут и мы пошли обратно на судно. Пытались вызвать по радио оставшихся на судне людей, чтобы они пошли нам на встречу, но толи радиостанция не доставала, толи никто ее не слушал, ну в общем мы дошли назад, пришвартовались и Славгород пошел дальше. Времени было уже около 11 часов.

Отношения с экипажем стали уже дружескими, нас даже пирожками угощали и предлагали питаться с общего стола, надо было только договориться с коком. Но мы решили готовить сами, продуктов ведь закупили. На этом судне было полно детей, я так понял, что тут некоторые плавают целыми семьями. Один мальчик познакомился с Викой и теперь они ходили друг к другу в гости и вместе игрались. Так, в ритме отдыха этот день и закончился.

3.08.04

Утром мы были уже на шлюзе Рыбинского водохранилища. Погода была хорошая, в смысле безветренная, поэтому мы не ожидали от Рыбинки никаких проблем, тем более что идти нам по нему всего около 20км. Шлюз прошли без проблем. Как вышли в широкую часть водохранилища появилась волна, только не от ветра, его практически не было, а от проходящих судов. Их здесь было много. Шли они в основном в сторону Ладоги, поэтому когда мы ушли от того фарватера волны стихли.

Дальше было обычное плавание на буксире. Мы шли сейчас до Углича. Там договаривались встретится с хозяином яхты и оставшееся до Конаково растояние должны были пройти вместе. Решил пока ему не звонить, тем более что пару дней назад мы разговаривали и я говорил оринтировочную дату прибытия.

Вечером мы были уже у Угличского шлюза. Славгород стал на якорь в ожидании разрешения на шлюзование. Мы попрощались с экипажем судна с которым уже успели подружиться. Вика тоже попрощалась со своим другом, мальчиком с судна. Они даже обменялись на память игрушками. Под пожелания счастливого пути мы отчалили и пошли в Углич.

Перед Угличем увидели яхту стоящую у берега, подошли. Я спросил есть ли в Угличе яхтклуб, сказали что нет, но есть лодочные стоянки где можно будет остановиться.

Ниже шлюза была гавань полная пассажирских судов с туристами. Из-за недостатка места они швартовались бортом к борту по 3-4 судна. Я никогда не видел столько пассажирских судов одновременно. Одни уходили, другие приходили, такую суету потом мы наблюдали весь день.

Мы медленно обошли залив перед Угличем, наиболее удобное место было на лодочной станции возле водозаборной башни. Туда мы и подошли. На причале какой то мужчина неторопливо возился с подвесным мотором. Подойдя к нему выяснили что вроде он тут главный и надо сказать охраннику что стоянку нам разрешили. Вопрос "сколько это стоит" немного смутил, а ответ типа "ну дадите ему на конфеты" выглядел несколько расплывчато. Стали мы удобно, вдоль стенки, но нас предупредили, что это место одного катера, который ушел на ремонт в Рыбинск, причем уже давно. Так что если он придет, место придется освободить. Нас этот вариант вполне устраивал.

В первую очередь я созвонился с хозяином, тот был немного в шоке, не ожидал он от нас такой прыти. Не буду вдаваться в подробности, но планы переиграли и мы должны были придти в Конаково сами. И уже там провести обучение управлению и сдачу яхту. Хозяин в Конаково должен был приехать 6-го вечером, в пятницу. У нас было 2-а дня свободного времени. Немного посовещавшись решили это время постоять в Угличе, надо было привести яхту в порядок после столь длительного перехода.

Перешвартовавшись мы решили сходить в город, т.к. немного времени до темноты еще было. Углич произвел впечатление чистого, ухоженного городка заточенного под старину и под туристов. Немного побродив по городу вернулись на яхту.

4.08.04

Весь день прошел в мелких заботах. Наше мнение об Угличе стало еще лучше, там был хороший рынок и достаточное количество разнопрофильных магазинов, которые покрыли все наши запросы. Да и уровень цен здесь был заметно пониже. Я проработал маршрут до Конаково, надо было выходить завтра после обеда. Решили выйти с небольшим запасом, перед обедом.

Ночью мы были разбужены шумом возни швартующегося катера, это был хозяин места на которое мы стали. Я уже был готов освободить место, но такой вопрос не был поставлен. Очевидно все решили что "утро ночи мудренее".

5.08.04

С утра освободили место у стенки, став носом к причалу и заведя якорь с кормы. Из-за большой глубины у водозабора якорь держал плохо, постоянно полз, да еще и изменение уровня после плотины, в общем мы были рады, что нам сегодня уходить. Перед уходом поимели проблему, связанную со старой истиной, о цене надо договариваться заранее и не надеяться на порядочность. Очевидно уровень цен на "конфеты" в Угличе много выше чем на остальные товары и услуги. Конфликт был в конце концов разрешен, но настроение было испорчено. Обидно, когда на тебе пытаются срубить денег ни за что.

Еще стоя у причала я вызвал шлюз, ничего утешительного, из-за ремонта ворот на ближайшие 2-а часа перспектив никаких. Несмотря на это решили со стоянки все равно уйти и ждать у подходного канала шлюза. Так и сделали, стали на песок у косы на оконечности канала. Вокруг было много отдыхающих, но они нам не мешали.

Через пару часов, после того как нас раза три снесло с песка течением, мы решили стать на якорь чуть в стороне, так хлопот меньше. Вскоре возле нас стал парусный катамаран, тоже вызвал шлюз, ответ - "ждите, сообщим". Так мы и стояли, вертясь вокруг своих якорных концов.

Ближе к вечеру, после того как нас чуть не навалило друг на друга, мы решили стать бортом к борту и познакомиться. Катамаран назывался "Сталкер". Ребят было трое, шли они с Онеги, перегоняли яхту обратно в подмосковье. В завязавшейся беседе выяснилось, что у одного из них день рождения и т.к. в ближайшее время шлюзовать нас никто не собирался, решили отметить это событие. У ребят был медецинский спирт, у меня наш местный коньячный, с закуской тоже проблем не было. В общем за гитарой и разговором даже не заметили как начало темнеть.

Т.к. по темноте нас явно никто бы не отшлюзовал, то мы в очередной раз связались с шлюзом, они все никак не хотели шлюзовать нас самостоятельно, хотя ворота уже давно починили и даже отшлюзовали пачку пассажирских судов. Итог переговоров был таков, нас отшлюзуют со следующим судном независимо от времени суток. Это конечно не совсем успокаивало, но других вариантов не было и мы продолжили наши посиделки.

В общем прошли мы шлюзы только около часа ночи, вместе с какой то баржей. Ребята были настроены идти всю ночь, я же думал дойти до какого нибудь населенного пункта с более менее приличным местом для стоянки и заночевать там. Пройдя шлюзы мы еще часа полтора шли вместе, а потом я попрощался с ними по радио и зашел в устье Семеновского ручья на ночевку. Уже сильно хотелось спать, а здесь было неплохое укрытие и недалеко от судового хода. Стал на якорь среди кувшинок на глубине около полуметра. Подбирать в темноте более приличное место желания не было. Света с Викой уже спали. Убедившись что стоим нормально, лег и я. Времени было уже около 3-х часов.

6.08.04

Проснулся я где-то около 9-ти утра. Хоть ветра и течения практически не было, за ночь нас прибило к песчаной отмели. Когда я спрыгнул, чтобы столкнуть яхту с мели, то глубина была по колено. Выбрав якорь пошли дальше.

Часам к 3-м дня выяснилось, что мы рано попрощались со "Сталкером". Мы как раз обогнали какую то баржу с песком и увидели их катамаран и подошли к ним. Оказалось, что они простояли несколько часов ночью из-за тумана, а потом у них начались какие то проблемы с движком, уж и не помню какой, толи Нептун, толи Вихрь, в общем неважно. Ветра практически не было, да и с ветром против течения им было бы крайне сложно добраться до Дубны, раньше решить проблемы с движком было негде. А до Дубны было еще около 60 километров. Мое предложение помощи они встретили с энтузиазмом и вскоре я тащил их со скоростью более 5-ти узлов, они и сами с такой скоростью не шли. Все таки "вражеские" 20 лошадей почему то намного мощнее наших... Наверное их кормят лучше :-)

Вот так, с катамараном на буксире, мы и дошли до устья речки Дубна. Ребята поблагодарили и сказали что им сейчас нужно вверх по Дубне где-то на километр. Они опять стали возится с движком и стало понятно, этот километр дастся им с большим трудом. Т.к смысла проходить шлюз в Дубне не было, а времени было уже часов 9-ть, то я решил дотащить их до места назначения и там заночевать. А уже с утра пораньше пойти дальше.

Этот километр оказался слишком длинным, на мою шутку "А сколько в вашем километре миль" ответ был что-то вроде "а на моторке вроде вжик и на месте". В общем мы поднялись вверх по Дубне километра на четыре. Там была дача у отца одного из ребят, где их и ждали. Благодарности ребят не было предела, но мы отказались от предложенной баньки, уж очень спать хотелось, наверное сказалась предыдущая ночь. Света съездила с ними в магазин за хлебом, когда она вернулась я уже спал.

7.08.04

Проснулись мы в полседьмого и пошли к шлюзу. На мой запрос по радио спросили номер договора, договора у меня не было и мне было предложено его заключить. Дело осложнялось субботним выходным и ранним утром, но в конце концов договор был у меня на руках, правда без печати. Сказали потом как нибудь поставите. Договор был на весь сезон и для нашей скорлупы был бесплатным. Правда пришлось побегать, вспомнить молодость, едва успел в шлюз, спасибо диспетчеру, подождала минут пять.

Вышли мы из шлюза часов в 9-ть и пошли на Конаково. Были мы там где то в полвторого. Нас там уже поджидал хозяин яхты.

Все. Наше плавание благополучно завершилось. Оставалось только сдать яхту, но это уже совсем другая история... :-)