ГлавнаяФотогалереяРассказыКартыФорум

От Самары до Казани

17.07.04

Вышли из яхтклуба в начале 10-го и пошли в Тольятти. Шли без особых приключений, любуясь Жигулевскими горами. Даже удивительно, что природа создала эту красоту среди степей.

Около 3-х часов дня были уже на шлюзе Куйбышевского водохранилища. Еще подходя к шлюзу мы обогнали баржу с песком, вполне справедливо предполагая что вместе с ней и отшлюзуемся. Так и получилось, но несколько необычным способом. На наш запрос диспетчер ответил, что сейчас будет шлюзоваться баржа, вот мол с ней и договаривайтесь... Я был несколько озадачен подобной постановкой вопроса, но связался с буксиром. Это был "Шлюзовой-98" и они были не против. Сказали пришвартоваться к их левому борту и всем перейти на буксир. Мы подождали пока они отшвартуются в шлюзе и стали как они сказали. Мы все перешли на буксир и весь процесс шлюзования наблюдали как бы со стороны, точнее сказать свысока, т.к. мы поднялись на площадку перед мостиком, а она располагается довольно высоко.

Шлюзование прошло в принципе неплохо, только пришлось попереживать когда на барже оборвался носовой швартов, но они завели запасной и все обошлось. В 16-20 мы уже покинули шлюз и пошли дальше на поиски яхтклуба. Ребята с буксира точно не могли сказать где находится яхтклуб. Но направление которое они показали было правильным. Единственной проблемой оказалось только размеры Тольятти. Я никак не мог предположить что город имеет такую протяженность и чуть было не повернул назад, решив что пошел неправильно. Но впереди замаячили несколько парусов и я двинулся в их сторону. Вскоре и открылся вход в яхтклуб.

Уж и не помню как он точно называется, но выглядел он красиво. Частично благоустройство территории было еще не окончено, но все равно выглядел он ухоженным. Нас вообще в Тольятти должен был встречать Саша, местный яхтсмен и яхтостроитель. К сожалению мы не запомнили точно название яхтклуба в котором он нас ждал. Я же не думал что их здесь почти десяток! В этом яхтклубе мы Сашу не нашли. Пообщались с охраной, с начальством, рассказали кто и откуда и нам разрешили стоянку. Кроме того оказывали всяческое содействие в решении наших бытовых и технических проблем.

Конечно эти проблемы сводились к заправке бензином и закупке продуктов, но все равно мы были очень благодарны за содействие. Почти все яхтклубы Тольятти находятся в так называемой "Зеленой зоне", красивое место. Кругом базы отдыха. Все заправки и магазины находятся в городе. Туда довольно далеко, с канистрами без такси не добраться. Вызвали такси из будки охраны и отправились в город. Все дела поделали, но таксист ободрал нас как липку, 450р. Конечно расстояния там большие, но по моему он минимум вдвое завысил цену.

Еще не успели загрузить канистры в яхту как позвонил Саша. Мы объяснили где стоим и через полчаса он был у нас на борту. Яхтклуб "Дружба", в котором он нас ожидал, был немного дальше по ходу. Немного посовещавшись решили сразу перейти туда, пока еще не стемнело. Переход много времени не занял и вскоре мы уже стояли на новом месте.

Здесь было весело, субботний вечер да плюс несколько яхт отмечали какой то юбилей. Музыка гремела, вокруг веселились яхтсмены. Вскоре подошла жена Саши с подругой и мы вместе посидели отметив наше знакомство и окончание еще одного этапа перехода. Решили завтра выйти на яхте и походить по водохранилищу. Саша обещал показать интересные места.

18.07.04

Т.к. вчера мы не "злоупотребили", то проснулись все в хорошем настроении, вскоре подошли наши новые друзья. Мы вышли из яхтклуба и направились к противоположному берегу водохранилища. Места здесь конечно красивые. За время всего нашего похода несколько мест были действительно красивыми и удобными для отдыха. А для парусного яхтинга пригодных мест еще меньше. На мой взгляд район Тольятти это лучшее место для выходов на парусной яхте из всего Волго-Донского бассейна. И судя по количеству яхт, такого мнения придерживаюсь не только я один.

с 19.07.04 по 22.07.04

Стоим в яхтклубе, занимались отделкой палубы, пошили тент, сделали шарнир для тентового укрытия. Я даже умудрился поучавствовать в парусной гонке в экипаже одной из местных яхт. Если считать, что главное не победа а участие, то гонка была успешной.

Познакомились с экипажем гостящей здесь же в яхтклубе яхты. Это был красивый, старого типа шлюп длинной около 9-ти метров. Хозяин этой яхты, Федор, купил ее в Ирландии, если мне память не изменяет, и перегонял ее оттуда в свой родной Питер. У них была проблема со своей Вольво-Пентой, потек сальник который они нигде не могли достать. Поставив какой то отечественный, немного похожий на родной сальник, они ушли за пару дней до нас несмотря на довольно свежую погоду, ветер был баллов 5-6.

Звонил хозяин яхты, мягко говоря был сильно недоволен затянувшимся перегоном. Попробовали узнать возможность отправки яхты палубным грузом, завтра нужно будет с утра пораньше встретится с одним человеком, который вроде может поспособствовать в этом вопросе.

23.07.04

Подъем в полвосьмого и едем с одним из яхтклубовских ребят в порт, на встречу с хозяином местной судоходной компании. Он тоже яхтсмен и обещал помочь с отправкой. Несмотря на большое желание всех сторон, решить положительно данный вопрос не удалось. Единственное судно, которое вроде бы могло нас взять отходило дня через 2-а. Грузилось какой то химией, которую производили в Тольятти. Как таковой палубы на этом судне не было, одни сплошные люки с наклонными плоскостями. Несмотря на отсутствие фальшкиля и малый вес, менее 2-х тонн, без специально изготовленных кильблоков не обойтись. Плюс масса проблем с погрузкой, арендой причальной стенки у крана и т.д. В общем после взвешивания всех за и против пришли к общему решению, идти и дальше своим ходом по возможности став на буксир к какому нибудь нескоростному судну.

Приехав в яхтклуб я рассказал об этом Свете. Решили выходить сразу, мы уже и так потеряли здесь кучу времени. Вот так всегда, как хочешь что нибудь сэкономить, получается наоборот. Тем более что ветер вроде улегся, да и прогноз на ближайшие несколько дней был неплохим.

Мы оплатили стоянку, сколько не помню, но немного и в 10-30 утра пошли дальше. В Ульяновск мы все равно не успевали, так что ждать до завтра и выходить с утра пораньше смысла все равно не было.

Как отошли от Тольятти, появилось попутное течение силой около полуузла и продолжалась эта неожиданная халява до сужения водохранилища в районе селения Климовка. Дальше течение тоже было полузла, но только как и всегда встречное.

После обеда ветер усилился до 4-5 баллов, направлением с северо-востока и мы, немного отклонившись от генерального курса ушли под левый берег,чтобы не так болтало. К вечеру все стихло и часам к 9-ти вечера мы уже входили в Тургеневское убежище, что в устье речушки Калмаюр. Место красивейшее, но совершенно дикое. Все подходы к нему в браконьерских сетях, возле причала стояли два катера, чтото типа фелюги, выкрашенные в шаровый цвет. Наверное это их сети стояли у входа в залив. Ночевать здесь желания небыло никакого и мы двинулись дальше, следующим ближайшим укрытием были Криуши, что на правом берегу в двух десятках километров от Ульяновска.

Пришли туда уже в полной темноте, бросили якорь под берегом, искать нормальное место для стоянки было уже поздно. Несмотря на то, что ветра почти не было, зыбь нас изрядно покачивала. Уж лучше бы с ветром, тогда яхта бы вела себя поспокойнее.

24.07.04

Отдохнуть толком не удалось, подъем в 3-и ночи и в полчетвертого мы уже движемся дальше. Ульяновск прошли ранним утром, решили не заходить. Бензин и продукты есть, а времени нет, надо спешить дальше.

После обеда начала образовываться активная кучевка. Помня грозу 13-го числа я внимательно следил за развитием событий. Но ветер раздул верхушки облаков превратив их в кокое то общее мрачноватое месиво. Выглядело оно не очень опасным, но на всякий случай я добавил хода. Даже около часа шел с максимальной скоростью в 7.5 узла, торопился уйти с широкой части водохранилища. После сужения несколько сбавил ход, до 6.5 узла. Все равно надо было спешить. Погода явно не предвещала ничего хорошего, тем более по радио на 5-м канале передали, что-то типа "всем судам находящимся в районе Камского устья перейти на 9-й канал для приема важного сообщения". Причем передавалось это несколько раз. 9-го канала у меня не было, но и так было ясно, передавали штормовое предупреждение. Надо было спешить, т.к. ближайшим укрытием был Куйбышевский затон, а до него было еще далеко.

Как обычно подошли к укрытию в темноте. Побродили по заливу в поисках надежной швартовки. Ветер от севера явно усиливался, где то за горизонтом вспыхивали молнии, так что к выбору места для стоянки надо было отнестись серьезно. Лучшим местом оказалось небольшое ответвление залива, в котором судя по всему располагался судоремонтный завод. Там стояло несколько судов и плавдок с отшвартованным к нему буксиром. К этому буксиру мы и подошли, вахтенный разрешил нам стать к ним бортом и помог завести швартовы.

Это место было хорошо защищено совсех сторон, но с усилением ветра даже сюда стала заходить небольшая зыбь. Проверив швартовы я спустился внутрь, т.к. уже начинался дождь. Пока мы ужинали ветер изменил направление на противоположное и резко усилился, по палубе застучали крупные капли начинающегося ливня, а вокруг засверкали молнии. Да, я был прав, по радио точно передавали штормовое предупреждение.

Засыпали мы уже под барабанящий по палубе ливень с градом и вой ветра в леерах. Не свист, а именно вой, такое можно услышать нечасто.

Но ночь на этом не закончилась, я уже заснул, когда меня разбудила Света. "Юр, чтото не так, яхту дергать перестало, наверное нас оторвало". Да, огни в иллюминаторах перемещались и я накинув непромоканец выбежал наружу. Точно, оборвало кормовой швартов из прочной 3-х сантиметровой ленты и дующий в корму ветер разворачивал нас вокруг носового. Если бы раньше мне кто нибудь сказал, что у нас одним ветром БЕЗ ВОЛНЫ может оборвать эту ленту, я бы ни за что не поверил, но это был факт. Нас развернуло вокруг носового швартова и навалило левым бортом на буксир. Кранцев там не было и я, сняв один с другого борта, тщетно пытался просунуть его между бортами. Яхту не било об буксир, волны не было, но ветром с ливнем ее прижало так, что все мои попытки отжать яхту от буксира были напрасными. Пришлось всовывать кранец чуть дальше и отпуская носовой с подтягиванием вновь заведенного кормового изменить положение яхты, чтобы она хоть частично бы прижималась к кранцу.

Воет ветер, хлещет ливень с градом, кругом бьют молнии, а я босиком по мокрой палубе. Понимание того, что я у борта железного буксира, который отшвартован к железному плавдоку и вся эта конструкция отличный громоотвод, заставляет орудовать швартовами как можно быстрее. Воспоминания об ударе током от молнии, что был пару недель назад, были еще очень свежи. Хорошо еще все вокруг освещено и не приходится работать наощупь. Но радость моя была преждевременной. Я возился с носовым швартовом когда вдруг совсем рядом сверкнула молния, раздался оглушающий хлопок и наступила полная темнота. Через секунду понял что вроде жив, еще через секунду из люка вынырнула Света с криком "Юр, ты жив?". "Вроде жив" ответил я пытаясь понять что произошло. Оказалось, что молния ударила в стоящий неподалеку трансформатор и спалив его обесточила все окресности. Заканчивать перешвартовку пришлось уже в темноте, под своим стояночным огнем, который хоть как то освещал палубу.

Ветер и ливень с градом продолжались часа три, потом стали потихоньку ослабевать и остаток ночи мы провели спокойно. Включили обогреватель чтобы хоть немного подсушить насквозь промокшую одежду и согреться. Под его мерное жужжание мы и уснули. Вика, сильно переживавшая во время грозы уснула первой, а мы со Светой еще долго болтали обсуждая прошедшие события.

25.07.04

Проснулись мы только в 10-30. Идет небольшой дождик, где-то лениво грохочет гром, решили никуда не идти, а переждать плохую погоду. В водохранилище наверняка еще долго будет сильное волнение. Сходили в магазин за продуктами. Я попробовал узнать прогноз. Узнал, постепенное снижение ветра направлением от северо-востока.

После обеда выглянуло солнышко и посовещавшись мы все же решили выходить. Нам надо было пройти всего пару часов до входа в узкую часть Куйбышевского водохранилища, что перед Казанью.

Вышли около 15-00. Пока шли до мыса, что у Камского устья, волна была небольшой, но за мысом нам крепко досталось. Волна шла с 2-х направлений и была несоразмерима ветру. Наверное это были отголоски ночного шторма, но делать нечего, надо идти. Стараюсь держать яхту более менее носом к волнам, чтобы не сильно болтало от бортовой качки, но периодически, когда подходят одновременно 2-е крупные волны с разных направлений уклониться от ударов не удается. Яхта, падая с гребней волн, с такой силой ударяется о воду, что палуба под ногами вибрирует. Вроде понимаешь что корпус крепкий, а все равно стремновато. Такой силы волнения за весь наш поход еще не было.

Вот фарватер ушел влево, к Казани, а мы все никак не можем повернуть, полчаса бортом к волне для нашего семейного экипажа это чересчур. А тут еще как на зло волны меняют направление, приходится брать правее. Вот уже и Атобаево показалось, а нам там делать нечего, хотя там явно виден яхтклуб. Нам надо в Казань, и пройдя еще немного разворачиваюсь и подставив корму волнам начал приближаться к островам Волжско-Камского заповедника. Эдакая вот "лавировка" получилась.

С попутным волнением идти спокойнее и быстрее, те же самые волны уже не кажутся столь опасными. Вскоре зашли за острова Волжско-Камского заповедника и волна стихла совсем. Так мы и шли, прижимаясь правым бортом к берегу, т.к дальше ветер разводил немаленькую волну. Все мелкие места были заросшие водорослями и можно было спокойно идти возле самого берега.

Заночевать решили среди островов в районе селения Тетеево, там было много проток в которых можно было безопасно отстояться при любой погоде. Подошли туда рано, солнце еще не село. Весь берег в дачах, уткнулись носом в камыши возле одной из них. На берегу отец с двумя сыновьями, приблизительно ровесники нашей Вики, что-то делали на костре. На всякий случай спросили разрешения заночевать, конечно же получили положительный ответ. Даже предложили перейти к мосткам, такие тут почти у каждого дома, т.к. берег заболоченый по ним удобно добираться до воды. Мы воспользовались этим предложением, хотя на берег не собирались.

Вика, пользуясь моментом взялась за удочку, а мы познакомились с ребятами на берегу. Пригласили их к себе, посидели, поговорили. Дети игрались, а мы под хороший разговор "приговорили" бутылочку водки. На костре оказывается готовилась курица запеченая в глине на углях. Она оказалась хорошим дополнением к тому, что было у нас на борту.

В процессе общения Света предложила нашим новым друзьям прокатится с нами до Казани. Предложение было с радостью принято. Разошлись мы уже в полной темноте, договорившись выйти часов в 8-мь утра.

26.07.04

Проснулись вроде вовремя, но вышли все равно около 9-ти. Ветер еще немного стих, и можно было уже не прижиматься так близко к берегу. Мы шли вдоль левого берега почти полностью усеянного дачами. Были и избушки на курьих ножках и шикарные дворцы с причалами. Так вот, под рассказы наших местных друзей, где-то к обеду мы и дошли до Казани.

Где находится яхтклуб они не знали, поэтому, по карте вычислив подходящее место, с первой попытки нашли приличный яхтклуб. Он находился в небольшом заливе с узким проходом у самого берега. На моей старой карте там был обозначен остров, но реально оказался полуостров с узкой косой заросшей деревьями. У основания этой косы и располагался большой яхтклуб.

Не решившись сразу подходить к причалу, мы уткнулись носом в песок рядом, запомнился "теплый" прием в центральном яхтклубе Самары, там тоже было много шикарных яхт. Сходили пешком в яхтклуб и получили разрешение на стоянку. Там был как раз новый понтон, мы туда и подошли. Места было много и мы без проблем отшвартовались бортом. Директор этого яхтклуба сказал что стоянка будет бесплатно. Нам без проблем подвели 220В на борт. В этом яхтклубе стояло множество яхт, в основном моторных, но и парусные тоже были, и весьма неплохие.

Времени до вечера было еще много и мы пошли в город. Казань казалось вся была в стройках и ремонтах. Сходили на центральную улицу, Баумана по моему, и вернулись на яхту. Побеседовали немного с директором яхтклуба, он прошел кругосветку на яхте "Северная звезда", если я не ошибаюсь, и мог конечно много рассказать. Жаль было расставаться с гостеприимными хозяевами, но нам надо было торопиться. Продукты здесь мы купили, но с бензином были какие-то сложности, решили запастись им дальше, в городке поменьше. Чтобы выйти пораньше спать легли с темнотой.